

Уже 60+ лет на футболке клуба.
Есть легенда, что полосатая форма «Атлетико» появилась благодаря матрасам. А бывший владелец «ПСЖ» Даниэль Эштер, основавший популярный модный бренд, придумал фирменную полосу по центру футболки, вдохновившись капотом «Мустанга».
Своя история есть и у «Монако». Их фирменная диагональ на форме появилась не просто так.
А потом еще и стала символом удачи и успеха.Князь предложил поменять форму после первого трофея. Княгиня набросала дизайн, вдохновившись гербом
В начале сезона «Монако» выкатил форму в честь 100-летия клуба. Дизайн повторял первый комплект в истории. И был черного цвета. Это подтверждает факт, что «Монако» не сразу играл в красном и белом. А первое время не мог определиться с цветами (пробовали даже синий!).
В тридцатые команда выступала в белых футболках с горизонтальной черной полосой. И иногда одевалась в зеленый. Перед Второй мировой «Монако» бегал в бело-черной форме, а красный стал более-менее регулярно появляться на форме монегасков только в сороковые.
Основной стала футболка в красно-белую вертикальную полоску. Именно в такой форме «Монако» взял первый в истории трофей – Кубок Франции-1961. За решающими матчами команды в Париже, включая полуфинал и финал, наблюдали князь Монако Ренье и его жена, княгиня Грейс. Репортеры постоянно фоткали их, выхватывая разные эмоции.
В тот же вечер в роскошном отеле Парижа закатили пир по случаю победы. Гостям подавали фуа-гра, красную рыбу и ростбиф. Ну и, конечно, шампанское. Много шампанского. На следующий день прошла более официальная часть праздничной церемонии: футболистов собрали в княжеском дворце, в центре поставили трофей, игрокам раздали по бокалу шампанского. С футболистами в основном общалась княгиня.
Тогда у Грейс, большой поклонницы моды, уже был план, как сделать «Монако» самой стильной командой Франции. Дело в том, что князь еще на финале Кубка обратил внимания на форму, которая выглядела слишком банальной. Как минимум потому, что даже в Лиге 1 играли команды в красно-белой полоске.
На следующий день князь попросил придумать новую форму, и его жена взяла миссию на себя. Грейс карандашом набросала эскиз будущего комплекта. С той самой диагональю. Красный сверху, белый снизу. И белые рукава. На диагональ ее вдохновили красно-белые ромбы герба Монако. Технического спонсора у «Монако», как и у многих клубов, тогда не было, поэтому форму отшивали сами.
«Княгиня показала мне набросок формы, – говорил капитан того «Монако» Мишель Идальго в интервью L’Équipe. – Диагональ стала новшеством, и она понравилась всем. Эта футболка стала плодом работы княгини. Грейс была близка к нам и разговаривала больше, чем князь, который всегда был немного замкнутым. Я регулярно ходил во дворец, чтобы позаниматься [футболом] с принцессой Каролиной и маленьким принцем».
В первом же сезоне в новинке «Монако» стал чемпионом Франции. Считается, что диагональ княгини принесла им удачу. С тех этот элемент всегда на форме монегасков. До сих пор!
Местное издание Monaco Life пишет, что «Монако» зарегистрировало диагональ как товарную марку. И когда в 2012-м «Брест» выпустил диагональную форму от Nike, футбольные органы Франции попросили клуб изменить дизайн.
В «Монако» диагональ – больше, чем элемент дизайна. Это целая философия. Настолько, что клуб назвал в еечесть свою академию. Не что-то банальное или имя легенды, а «Диагональ».
В философии «Монако» диагональ символизирует путь. Не прямой и очевидный, а смелый, нестандартный – под углом к привычному.
В «Диагонали» растят тех, кто потом будет не просто бегать по полю, а задавать стиль игры. Анри, Мбаппе, Тюрам – все они прошли этот маршрут. В «Монако» как будто стремятся не только открывать таланты, но и закладывать идею: быть другим, выделяться, идти не по прямой, а по диагонали.
Так что когда мы говорим о диагонали на форме, это не просто красота. А визуальное отражение клубной философии: стильно, умно, не как у всех.
История княгини Грейс Келли – как будто сценарий фильма, который Альфред Хичкок так и не успел снять. Представьте: молодая актриса из Филадельфии, одна из главных звезд Голливуда 50-х, приезжает в Европу на Каннский кинофестиваль. И остается. Не ради фильма, не ради съемок. Ради любви. И становится княгиней Монако. Да еще и культовую форму для футбольного клуба придумывает.
Грейс – легендарная хичкоковская блондинка («Окно во двор», «Поймать вора», «В случае убийства набирайте «М»). Так называли высоких, красивых, утонченных, холодных и элегантных блондинок. Характерный для фильмов Хичкока женский типаж, сформировавшийся в 1950-х годах и ставший одним из символов творчества режиссера и классического голливудского кино.
Келли брала «Оскар». Была самой кассовой актрисой. И вообще иконой стиля. Голливуд ее обожал, мужчины боготворили, а Хичкок считал своей музой. Режиссера поражало в актрисе сочетание холодного лоска и внутреннего огня. Из-за этого он называл ее «заснеженным вулканом».
Вообще, девушка из состоятельной семьи. Семейство Келли жило в роскошном особняке в Филадельфии. С детства Грейс получила доступ в высшее общество: ее папа, мигрант из Ирландии и олимпийский чемпион по академической гребле, разбогател на строительном бизнесе.
В ноябре 1949-го Грейс дебютировала на Бродвее в пьесе Августа Стриндберга «Отец». Постановка оказалась провальной, но красавицу-дебютантку заметили – так она стала звездой телесериалов и за три года сыграла в полусотне проектов. В 1952-м снялась в вестерне Фреда Циннемана «Ровно в полдень». Следующим фильмом стал «Могамбо» Джона Форда: съемки проходили в Африке, участвовали в них звезды эпохи – Ава Гарднер и Кларк Гейбл. Тогда внимание на нее обратил Хичкок.
К моменту встречи с князем Ренье III девушка была на пике. Но решила стать княгиней и оставить актерскую карьеру. Последней ее работой стал мюзикл «Высшее общество», в котором вместе с ней снялись Фрэнк Синатра, Бинг Кросби и Луи Армстронг.
В новой жизни Грейс посвятила себя воспитанию детей и заботе о подданных: ввела в традицию ежегодные елки для детей, устраивала чаепития в больницах, курировала несколько благотворительных фондов, возглавила монакское отделение Красного Креста, помогала Океанографическому музею, сделав его важнейшей достопримечательностью.
Но история закончилась трагически. В 1982-м Грейс Келли попала в автокатастрофу на горной дороге – ехала с дочерью, и, по одной из версий, у нее случился инсульт прямо за рулем. Она не выжила.
Князь Ренье так и не женился снова. И в каком-то смысле, каждый матч «Монако» в красно-белой диагонали – тоже напоминание о ней. О женщине, которая однажды привнесла Голливуд в футбол. И сделала это красиво.
Фото: Manchester Daily Express, William Cannarella/Global Look Press; Gettyimages.ru/Christof Koepsel
Свежие комментарии